Объясняем на пальцах: Спрос на готовый бизнес в России падает. В него вообще выгодно вкладываться?

Спрос на готовый бизнес в России в четвертом квартале 2016 года снизился на 6,2% по сравнению с 2015 годом, хотя ещё два года назад рынку предсказывали рост, сказано в исследовании Avito. Выставленные на продажу и не требующие дополнительных инвестиций объекты готового бизнеса в среднем стоят 3,6 млн руб — на 5% дешевле, чем в 2015 году.

Больше половины предложений — бизнес в сферах услуг и торговли. Это логично: в России 80% малого и среднего предпринимательства работают именно в этих направлениях, говорят эксперты. Исследование Avito отмечает перераспределение спроса в пользу e-commerce-компаний: спрос растет только на интернет-магазины. Они не такие дорогие, как компании большинства других видов деятельности. Средняя стоимость онлайн-магазина — 550 000 рублей. А продуктовый офлайн-магазин площадью 114 м² в Калининграде стоит 2 млн рублей (без учёта арендной платы).

Готовый бизнес привлекателен тем, что компании не нужно выстраивать долгие процессы: налажена система поставок, существует клиентская база, работает обученный персонал, есть бренд, технологии, рекламная концепция. Сейчас спрос на выставленный на продажу готовый малый и средний бизнес падает ввиду общего состояния экономики, считает заведующая научно-исследовательской лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Вера Баринова: «Малый и средний бизнес разоряется в первую очередь в кризисные периоды». В условиях экономической нестабильности приобретать готовый бизнес рискованно: недобросовестные продавцы выставляют на продажу убыточные проекты под видом успешных.

Эксперты Высшей школы бизнеса МИРБИС связывают падение спроса на готовый бизнес с тем, что предложения с высокой маржинальностью сокращаются несколько лет подряд. Да и средняя стоимость готового бизнеса размером 3,6 млн рублей — это довольно много для России. Директор Центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев говорит, что у идейного оптимистичного предпринимателя всегда найдутся деньги на новое дело, однако большинство людей не верит в улучшение экономической ситуации и не вкладывается в покупку бизнеса. 

Эксперты сходятся во мнении, что опасно вкладываться в старые организационные формы бизнеса. Зарождается новый уклад, связанный с дигитализацией и роботизацией. «Например, торговля будет перерождаться. Появится сектор, куда придут новые продукты с новыми свойствами: интернет вещей, цифровое производство», — поясняет замдиректора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. По его словам, традиционные формы бизнеса будут исчезать — успеха добьются компании, работающие в нескольких сферах экономики (платформенных, сквозных областях), например, IT и продажи. Земцов из РАНХиГС напоминает, что в России активно развивается венчурный рынок, и это своеобразная альтернатива рынку готового бизнеса в привычном понимании. По словам эксперта, многие венчурные фонды вкладываются не в стартапы, которые только-только зародились, а в проекты на «этапе раннего роста» — между стартапом и работающим бизнесом. Например, в разработчиков портативных кинопроекторов или в компании, зарабатывающие на анализе больших данных. «Предложение венчурных инвестиций превышает спрос. Есть и деньги, и идеи, но в России пока очень мало стартаперов», — объясняет Земцов. Об этом говорит и бывший гендиректор Российского венчурного фонда (РВК) Игорь Агамирзян. Сегодня имеет смысл покупать готовый бизнес, ориентированный на мировые рынки, с учетом новых технологических трендов потребления, которые не устареют через 5 лет.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.